Этапы развития малыша с рождения до года
«Правильно ли развивается мой малыш?» Многие мамы задаются этим вопросом. Ответить на него не так сложно. Достаточно знать, что должен уметь здоровый ребенок в первый год жизни.
О важности 12 месяцев
Почему врачи уделяют столь пристальное внимание развитию младенца именно в первые 12 месяцев его жизни? Дело в том, что в этот период малыш приобретает новые навыки с особой скоростью. Серьезные изменения происходят во всех системах его организма. Развивается зрение, мелкая моторика, опорно-двигательный и речевой аппарат. В дальнейшем ребенок никогда не будет обучаться новому в таких масштабах. Заторможенные рефлексы, неумение фокусировать взгляд, хаотичность движений на определенном этапе могут свидетельствовать о наличии серьезных заболеваний. Их признаки зачастую проявляются именно в первый год жизни. Поэтому так важно наблюдать за тем, правильно ли развивается новорожденный.
1 месяц. Адаптация
В этот период организм младенца привыкает к новым условиям. В течение дня новорожденный спит около 70% всего времени. Во сне он прибавляет в росте и весе, усваивая питательные вещества, полученные через молоко матери или смесь. В среднем за четыре недели малыш вырастает на 2-3 сантиметра и набирает 600-700 граммов. Просыпаясь, ребенок хаотично машет ручками и ножками, согнутыми в коленях. Сжимает кулачки. К концу первого месяца младенец умеет ненадолго удерживать голову, фокусировать взгляд на близко расположенных предметах, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговорам.
Рефлексы – верный индикатор
С первых дней жизни у малыша наблюдаются врожденные рефлексы. Часть из них сохраняется на всю жизнь (например, чихание, вздрагивание, зевота, моргание и другие), а некоторые исчезают по мере взросления. К таким угасающим рефлексам относятся:
- Поисковый (малыш ищет грудь матери: если прикоснуться к уголку его рта, он повернет голову на раздражитель; исчезает к 4 месяцам)
- Сосательный (ребенок обхватывает губами предмет, прикасается к нему языком; исчезает к году)
- Хватательный (малыш моментально сжимает кулачок, если коснуться его пальцем; ослабевает к 4 месяцам)
- Плавательный (если положить малыша на животик в воду, он начнет двигать ручками и ножками; сохраняется примерно до 5 месяцев)
- Рефлекс «автоматической» ходьбы (если поднять ребенка вертикально и немного наклонить вперед, он начнет перебирать ножками так, как будто бы идет, при этом он должен опираться на всю стопу; исчезает к 3-4 месяцам)
Врачи определяют, правильно ли развивается нервная система у малыша, именно по степени и верности проявления врожденных рефлексов.
Особенности первого месяца
Итак, к концу четвертой недели жизни малыш:
- Вырастает на 2-3 сантиметра и прибавляет в весе около 700 грамм
- Просит кушать каждые два часа; в ночное время просыпается для этого до пяти раз
- Бодрствует в день два-четыре часа о пяти раз
- Действует рефлекторно, его движения хаотичны, ладони сжаты в кулачки
- Лежа на животе, пытается поднять голову
- Общается с родителями с помощью плача или кряхтения. Так он сообщает о голоде, дискомфорте, боли или о том, что ему необходимо ваше внимание
- Ненадолго фокусирует взгляд на предметах, находящихся перед глазами
- Реагирует на громкие и резкие звуки
- Узнает маму, реагируя на ее голос и запах
- Если вы постоянно общаетесь с малышом, к концу четвертой недели он начнет агукать
2 месяц. Оживление
Малыш становится более активным. Начинает различать эмоции взрослых и по-своему на них реагировать. Он увереннее держит голову. Начинает махать ножками и ручками, когда родители подходят к кроватке.
К концу восьмой недели жизни младенец:
- Прибавляет в росте около 3 сантиметров и в весе от 700 грамм до килограмма
- Бодрствует около 20 минут в час
- Поднимает и ненадолго удерживает голову
- Разводит ручки в стороны, активно двигает руками и ногами
- Переворачивается с бока на спину
- Постоянно агукает
- Улыбается, тянется ручками и ножками к взрослым
- Провожает предметы взглядом, следит за приближающимися и удаляющимися объектами
- Поворачивает голову на звук
- Движения становятся более скоординированными
- Малыш рассматривает свои ручки, сосет пальцы
- Если вложить в его ладонь предмет, он постарается его удержать
- Пытается дотянуться до предмета
3 месяц. Новые краски
Малыш все увереннее держит голову. Пробует делать более сложные движения, например, опирается на локти, если перевернуть его на животик. Ребенок начинает различать цвета, интересуется яркими игрушками, проявляет любопытство к происходящему вокруг, достает соску изо рта и пытается вернуть ее обратно.
Трехмесячный малыш:
- Прибавляет в росте до 3,5 сантиметров, в весе – около 750 грамм
- Дольше спит ночью и меньше днем
- В горизонтальном положении малыш удерживает голову до 25 секунд, в вертикальном – до 15 секунд, без труда поворачивает ее в разные стороны
- Переворачивается на бок со спины. Лежа на животике, опирается на предплечья
- Узнает близких, улыбается им
- Начинает смеяться, копирует мимику взрослых
- Легко находит источник звука и света
- Если вы держите его вертикально над твердой поверхностью, он перебирает ножками, отталкивается от опоры, «подпрыгивая»
- Ладони расправлены, малыш не только тянется к предметам, но и пробует их взять, засовывает игрушки в рот
- Ребенок нашел свои ноги, исследует их, руками ощупывает личико
- Основные движения остаются произвольными
4 месяц. Первые исследования
Малыш без труда держит голову. Лежа на животике, опирается на локти и выпрямляет руки. Тянется к предметам, берет их, рассматривает и пробует на вкус. Узнает маму среди других людей.
К концу четвертого месяца ребенок:
- Вырастает еще на 2,5 сантиметра и прибавляет в весе в среднем 700 грамм
- Переворачивается со спины на живот, уверенно держит голову, поворачивает ее в разные стороны
- Спокойно поднимается на локтях, когда лежит на животике
- Лежа на спине, пробует сесть, приподнимая верхнюю часть тела
- Ползает на животе
- Держит предметы одной или двумя руками, тянет их в рот
- Изучает объекты, стучит ими, кидает
- Во время кормления придерживает руками мамину грудь или бутылочку
- Интересуется своим отражением в зеркале, хорошо фокусирует взгляд на предметах и внимательно за ними следит
- Часто улыбается, смеется
- Реагирует на свое имя, начинает прислушиваться к музыке
- Произносит более сложные слоги («па», «ба», «ма»)
- Любит общаться с мамой, переживает, когда ее нет рядом
5 месяц. Все быстрее и быстрее
Происходит заметный скачок в развитии малыша. Он активно ползает, переворачивается, пытается садиться и даже вставать на ноги. Произносит звуки гораздо увереннее, хотя еще и неосознанно. В этот период надо начинать учить его простым словам и помогать подниматься на ножки, делать вместе с ним первые шаги, поддерживая за подмышки.
Пятимесячный малыш:
- Прибавляет в росте 2,5 сантиметра и в весе 700 грамм
- Переворачивается с живота на спину и обратно, уверено держит голову в вертикальном положении, опирается на ладошки
- Недолго сидит с опорой
- Различает своих и чужих. Предпочитает находиться на руках у родителей. На незнакомцев реагирует настороженно
- Призывает родителей к общению, тянется ручками, по-своему разговаривает, требует внимания
- С удовольствием играет, активно изучает предметы
- Разглядывает изображения на картинках
- Начинают резаться первые зубки
Полгода. Новый уровень
К шести месяцам малыш запоминает свое имя и может отличать его от других. Он сидит без опоры, уверенно держит предметы в руках, перекладывает их из ладони в ладонь. Пытается встать на четвереньки. Учится произносить слоги, трудные согласные («в», «ф», «з», «с»). В этот период малыш уже готов усваивать новую пищу. В его рацион начинают вводить первые продукты прикорма.
В полгода младенец:
- Прибавляет 2,5 сантиметра в росте и около 700 грамм в весе
- Садится без посторонней помощи и может находиться в таком положении некоторое время
- Ползает, опираясь на локти. Может подползти к предмету, который находится от него на небольшом расстоянии
- Встает на четвереньки и раскачивается
- Наклоняется, поворачивается в разные стороны
- Пьет из кружки с посторонней помощью
- Поднимает упавшие предметы
- Выстраивает простые логические связи, изучая свойства объектов: если толкнуть игрушку – упадет, если нажать на кнопку – раздастся звук и так далее
- Находит взглядом крупные предметы, на которые показывают родители
- Хлопает в ладоши
- Проявляет новые эмоции
- Прислушивается к речи, повторяет за взрослыми слоги
7 месяц. Пик активности
Малыш становится настоящим непоседой. Легко перекатывается с живота на спину или на бок, уверенно сидит, самостоятельно ползает (как правило, пока только назад), ходит вдоль опоры. Запоминает названия предметов, частей тела. Нужно развивать его память, спрашивать, где у него находится носик, где висит зеркало и так далее. Малыш будет их искать и показывать. В этом возрасте дети любят стучать предметами, бросать их на пол и следить за тем, как они падают.
К концу седьмого месяца жизни младенец:
- В среднем прибавляет в росте 2 сантиметра и в весе 600 грамм
- Уверенно сидит, иногда опирается на руку, прямо держит спину
- Начинает ползать или делает это лучше, если научился раньше
- Учится есть с ложки
- Встает с опорой, недолго держится на ногах
- Ходит с поддержкой
- У него развивается мелкая моторика, хватательные движения
- Может держать предметы одновременно в двух руках, продолжает с интересом изучать их свойства
- Копирует поведение взрослых
- Может сказать, как лает собачка, мяукает кошечка и так далее. То есть в речи появляется звукоподражание
- Понимает родителей по интонации. Например, если вы говорите «нет», что-то ему запрещая
- Начинает интересоваться книгами
8 месяц. Развитие продолжается
В этом возрасте ребенок умеет передвигаться без посторонней помощи, садиться и вставать. Он понемногу начинает понимать ваши просьбы. Угадывает маму и папу на фотографиях. Учится самостоятельно кушать.
Также к концу восьмого месяца малыш:
- Прибавляет в росте еще 2 сантиметра и в весе 600 грамм
- Сильно привязан к маме, болезненно переживает расставание с ней
- Самостоятельно сидит, встает, передвигается вдоль опоры
- Хорошо ориентируется в знакомом пространстве
- Выполняет простые задачи: показывает предметы, приносит их
- Умеет делать сложные операции с объектами: собирать пирамидку, закрывать банки и так далее
- Проявляет новые эмоции: грусть, удивление, восторг, настойчивость
- Произносит первые осознанные слова Танцует под музыку и любит ее слушать
9 месяц. Маленький манипулятор
В этом возрасте дети не только учатся самостоятельно ходить, но и начинают понимать, как устроены окружающие люди. Появляются первые попытки влиять на решение родителей с помощью капризов и плача.
Также в этот период младенец:
- Прибавляет в росте и весе 2 сантиметра и 600 грамм соответственно
- Садится из положения лежа и встает из положения сидя. Учится залезать на диваны и стулья, открывать двери и ящики
- Когда ползает, свободно разворачивается, меняет направление движения
- Настойчиво достает спрятанные предметы, запоминает, куда вы кладете его игрушки
- Проявляет различные эмоции по отношению к родителям
- Учится самостоятельно пользоваться ложкой, пробует одеваться
- Развивается мелкая моторика. Ребенок может брать в руки небольшие предметы, рвать бумагу на кусочки, мять пластилин
- Копирует действия родителей, выполняет простые поручения и любит делать это публично
- Формируется словарный запас, развивается собственная манера речи, понятная только родным
10 месяц. Сознательный
Малыш продолжает учиться, копируя поведение взрослых. Самостоятельно играет, уверенно двигается и держит предметы, перелистывает страницы книжек. Учится общаться с другими детьми. Хорошо знает слово «нельзя».
К концу десятого месяца жизни ребенок:
- Вырастает в среднем на 1 сантиметр и прибавляет в весе около 350 грамм
- Быстро передвигается на четвереньках, стоит без посторонней помощи, пробует делать первые шаги
- Может удержать в одной руке несколько предметов
- Умеет совершать двойные действия: отдавать и забирать, открывать и закрывать
- Начинает пользоваться преимущественно одной рукой
- Понимает, какие действия нужно совершать с предметами: машину – катать, кубики – ставить один на другой и так далее
11 месяц. Почти взрослый
Малыш может назвать почти все предметы в доме. Понимает и выполняет ваши просьбы. Его движения становятся сложнее, словарный запас расширяется.
К концу 11 месяца ребенок:
- Вырастает на 1 сантиметр и прибавляет 350 грамм
- Активно двигается, встает, ложится, садится, может сделать несколько самостоятельных шагов
- Все пытается делать сам. Умеет пользоваться ложкой и кружкой, пробует надевать одежду
- Эмоционально реагирует на все новое – от игрушки до незнакомых людей
- Понимает по реакции родителей, хорошо или плохо поступил
- Любит, когда его хвалят
- Много разговаривает, четко произносит простые слова
- Свои желания умеет выражать не только плачем
- Машет рукой, когда прощается
- Иногда вместо «да» и «нет» утвердительно качает или отрицательно машет головой
- Интересуется музыкальными игрушками, яркими картинками
- Может брать указательным и большим пальцами мелкие предметы размером с горошину
Год. Последний этап быстрого развития
В этом возрасте малыш самостоятельно ходит, помогает родителям его кормить, купать и одевать. Ребенок начинает заботиться о своих игрушках так же, как и взрослые о нем: укладывает спать, дает еду, защищает.
Годовалый малыш:
- Вырастает еще на 1 сантиметр и прибавляет в весе 350 грамм
- Умеет приседать, ходить без посторонней помощи, перешагивать препятствия
- Пережевывает твердую пищу
- Проявляет особенную привязанность к родителям и своим игрушкам, у него обостряется чувство собственности
- Знает, как пользоваться самыми разными предметами
- Если нужно освободить руки, перекладывает вещи под мышку
- Ищет нужный ему предмет, даже если не видел, куда его убрали
- Понимает все, о чем ему говорят взрослые
- Выражает свои желания словами. Знает около 10-15 наименований предметов
Важно знать: Дети развиваются по-разному. Малыш может несколько отставать или опережать указанные сроки. Главное – не забывайте его хвалить за достижения и не расстраивайтесь, если у него что-то не получается. Кроха обязательно справится со всеми задачами, чувствуя вашу любовь и поддержку.
Резюме: В первый год жизни малыш проходит серьезный путь развития от бессознательного младенца до почти самостоятельного человека. Родителям необходимо знать основные этапы этого процесса, чтобы следить за состоянием здоровья своего ребенка.